"Давайце размаўляць па-беларуску!"

4-04-2019, 08:05
Часцей за ўсе бывае так, дзіця ідзе ў першы клас, а не толькі не ведае беларускай мовы, але, нават, ніколі і не чула яе меладычнасці і чысціні. Бацькі з жахам садзяцца з сынам, або з дачкой рабіць дамашнюю работу па-беларускай мове і адчуваюць, што ахапіць неахопнае адразу не атрымліваецца. Згублены нейкі перыяд часу, калі можна было далучаць дзіця да роднай мовы яшчэ з маленства. Што рабіць? Плаціць грошы рэпетытарам, альбо ёсць іншы варыянт рашэння праблемы? Прапануем маладым бацькам некалькі парад паступовага знаёмства дзяцей дашкольнага ўзросту з роднай мовай.
Па-першае, калі ваша дзіця наведвае дашкольную установу, то вы павінны ведаць, што існуюць заняткі на беларускай мове ў групах сярэдняга і старэйшага ўзросту. Акрамя таго, праводзяцца фальклорныя святы, напрыклад "Сустракаем вясну”, на якіх дашкольнікаў знаёмяць з культурай беларускага народу, яго мовай, традыцыямі, абрадамі, рамёсламі. На гэтыя святы заўсёды запрашаюцца бацькі. Вось вам і першая ступень адукацыі маленькіх беларусаў.
А далей бацькам трэба развіваць дзіця самастойна ў сям’і. З чаго пачаць? Пачніце з калыханак, чытання кніжак-малютак, прывітання на роднай мове. Затым звярніцеся да збораў ў садок у гульневай форме. "А давай апранацца па-беларуску!” – прапануйце малышу. І называйце яго адзенне: шкарпэткі, насоўка, кішэнька, каўнерык, гузікі, боцікі і г.д. Праз некалькі дзён ваша дзіця без памылак будзе знаходзіць адпаведную рэч, а потым і само назаве яе па-беларуску.
На кухне хай маці пазаве дачушку гатаваць ежу па-беларуску. Назвы садавіны, гародніны, электрапрыбораў дзеці запомняць хутка і з задавальненнем будуць ужываць іх у размове з іншымі людзьмі. Тым часам тата, займаючыся рамонтам кватэры, разам з сынам разбіраюцца, якія патрэбны цвікі, гаечныя ключы, дошкі, шпалеры і іншае.
Ідучы па вуліцы з маленькім грамадзянінам Беларусі, раскажыце яму аб памятніках архітэктуры вашага гораду, назавіце па-беларуску назвы крамаў, транспарту, дрэвы ў парку, хатніх і дзікіх жывёл. Не трэба навязваць малышу размову, калі ён змарыўся, хоча адпачыць або пагуляць. Рухайцеся паступова, але ўпарта і тады, калі ваша дзіця пойдзе у школу, вы убычыце, што нездарма бавілі з ім час, далучаючы яго да роднай мовы.
Лічыце, гэта займае шмат часу, ці патрабуе дадатковых ведаў? Не? Тады, не адкладаючы, бярэмся за работу.

Весёлые пальчиковые игры

7-03-2019, 14:19
                                        Весёлые пальчиковые игры

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. 

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Стихи, которые вы здесь найдете, придуманы для тех, кто охотно воспринимает все новое, кто старается сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Любые приемы – постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье и развитие.

СТРОИМ ДОМ 

Молотком стучу, стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом.

Будем жить в нем, в нем

Постукивать кулачком правой руки по ладони левой руки; ставить поочередно кулачок на кулачок; поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома.

ПОИГРАЕМ В ПАЛЬЧИКИ 

Большаку дрова рубить

А тебе дрова носить

А тебе печь топить

А тебе тесто месить

А малышке песни петь

Песни петь, да плясать

Родных братьев потешать

Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки шевелить пальцами обеих рук.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел

С этим братцем песни пел,

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ 

На моей руке пять пальцев

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках

  ЧЕРЕПАХА 

Черепашка, черепашка

В панцире живет

Высунет головку,

Обратно уберет.

Положить кулачки на стол, высунуть указательные пальцы, убрать обратно.

 ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять

Поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. Поочередное сгибание пальчиков, начиная с мизинца.

ДОМ И ВОРОТА

 

На поляне дом стоит

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Соединить пальцы обеих рук под углом друг к другу; большие пальцы поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе; развести ладони в стороны; повторить первое движение.

ПОКОРМИ ЛОШАДКУ

 

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня.

Вот сколько пальцев у меня.

Хватательные движения левой, правой рукой. Вытянуть руки ладонями вверх, показать все пальцы.

ЗАИНЬКИ

 

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

Круговые движения руками, ладони – вниз; «бегать» по столу указательными и средними пальцами обеих рук; руки перед грудью; руки на голове (уши); нарисовать в воздухе кружок, сгибать и разгибать пальцы.

МЫШКА

 

Мышка в норку пробралась

На замочек заперлась.

В дырочку глядит –

Кошка не бежит?

«Шагать» двумя пальцами по столу; соединить пальцы в замочек; сделать колечко и посмотреть в него; поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из-под нее.

СТИРКА

 

Мы белье стирали,

В речке полоскали,

Выжали, развесили –

То-то стало весело!

Тереть кулачки друг об друга; движения ладонями вправо – влево; сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения развешивания белья; «фонарики».

 

            

Поставить беде преграды

15-12-2018, 11:13
Поставить беде преграды

Травма, несчастный случай - страшные слова, страшные последствия порою непредвиденных случаев. Однако они происходят, и не говорить о них мы не можем.

В большинстве своем травмы - это не просто случай, а результат неправильного поведения человека. Предупредить травмы - это задача не только врачей,педагогов, но главным образом родителей. Семья в профилактике травм и несчастных случаев у детей играет первую роль. Попробуем вместе разобраться в том, что же такое детский травматизм.

Начиная тему детского травматизма, зададим себе вопрос: "Кто из нас, будучи ребенком, не набивал себе синяки и шишки?”. Нет таких. И, слава богу, для большинства из нас эти моменты стали далекими воспоминаниями, вызывающими лишь улыбку умиления.

Это с одной стороны. А с другой, когда сейчас мы сами стали родителями, невозможно передать ужас, охватывающий нас в тот момент, когда наш ребенок схватился за горячий утюг или прищемил себе палец дверью. И кого в таких случаях надо винить? Совершенно верно - себя, уважаемые родители!

Дети стараются подражать родителям. Они включают утюг, электробритву, пытаются построчить на швейной машинке, забивают гвозди. Родителям следует постоянно контролировать действия ребенка, объяснять, что и где опасно, что и как можно делать, а что нельзя.

Детский травматизм бывает бытовым, уличным и так далее. Остановимся пока на травматизме бытовом.

Что делать родителю, если ребенок получил ожог? Естественно обработать место ожога. Но только учтите, что к обработке ожога следует подходить с максимальной осторожностью. И в первую очередь необходимо определить площадь поврежденной поверхности. Нет, не надо искать линейку, что-то измерять и высчитывать математическим способом. Самый простой способ - "метод ладошки”. За один процент повреждения берется размер детской ладони. Если обожжено более пяти процентов, бросайте все и вызывайте "скорую” немедленно. Самостоятельно обрабатывать крупный ожог нельзя, можно лишь наложить сверху стерильную повязку и ждать осмотра специалиста. Если ожог составляет меньше пяти процентов, надо подставить поврежденную часть тела под струю холодной воды - это уменьшит боль. Возможно, это кого-то удивит, но врачи категорически запрещают накладывать на ожог мазевые повязки! Мазь или масло создают под бинтом "эффект термостата”. В результате, получается еще больший перегрев обожженных тканей, и ожог может углубиться.

Для того чтобы уберечь ребенка от ожогов, не лишним будет соблюдать некоторые правила.

"Меры по предупреждению возможных ожогов у ребенка”.

 Недоступность спичек.

Хранение препаратов бытовой химии (едкие кислоты, щелочи и другие химические активные вещества) в недоступных для детей местах.

Осторожность во время кормления ребенка горячей жидкой пищей.

Повышенное внимание и осторожность при переносе посуды с горячей жидкостью в тех местах квартиры, где внезапно могут появиться дети.    Постоянный надзор взрослых при купании детей.

Самое опасное место в квартире для ребенка - кухня. А ведь тянет туда ребенка просто неимоверно! Мало того, что именно на кухне родители зачем-то пропадают так долго, так еще именно оттуда доставляется различного рода вкуснятина! А всякие красивые блестящие предметы?! К ним детские руки так и тянутся.

Что делать? Можно, конечно, приобрести специальный детский пластиковый заборчик, устанавливаемый в дверях и до определенного возраста мешающий познающему мир маленькому человечку проникнуть на запретную территорию. Можно, конечно, просто закрыть дверь на кухню, но тогда вам обеспечено прослушивание детской истерической серенады. Пусть уж лучше наблюдает.

Однако сомневаетесь ли вы в способности своих талантливых детей проникать везде и всюду? Вот-вот. Поэтому неплохо было бы и кухню сделать максимально безопасным для ребенка пространством. Это значит, что, во-первых, электрический чайник должен быть для ребенка недосягаем. Электрическая розетка должна располагаться значительно выше столешницы. И не надо красивую скатерку на стол стелить. За нее так интересно тянуть! Пара-тройка рывков, и ваш ребенок накроется и скатеркой, и всем, что на ней стояло.

Понятно, что главная опасность на кухне - это ножи. Идеальный вариант - держатель для режущих предметов, прикрепленный на стене над столешницей достаточно высоко, чтобы с пола трудно было дотянуться. Для всех остальных потенциально опасных столовых приборов - вилок, штопоров, терок - существует запирающийся ящик шкафа.

Кстати, вы вообще выиграете, если снабдите маленькими замочками все шкафы и емкости в доме, где лежит что-то небезопасное - лекарства, принадлежности для рукоделия, рабочий инструмент и так далее. Более того, в этом случае вы сумеете сохранить в норме и свое здоровье (в данном случае психическое), поскольку вашим документам и другим важным бумагам не грозит превращение в конфетти!

Идем дальше. Следующая опасность - сама мебель. И тут надо с благодарностью за заботу о детском здоровье отметить, что круглый обеденный стол - замечательное изобретение прошлого, равного которому в настоящем еще не придумано. Главное его достоинство в свете интересующей нас темы - отсутствие углов, о которые регулярно, хотя и непреднамеренно стукается головой подрастающее поколение.

В прошлом некоторые родители покрывали опасные зоны толстыми кусками ваты, приклеивая их пластырем. Сейчас в детских и мебельных магазинах продают специальные круглые наугольники, крепящиеся к столешнице.

Мебель типа "ходунков” очень хороша, пока ребенок еще мал. Пластиковый каркас, окружающий сиденье, не дает крохе дотягиваться туда, куда не надо. Но в какой-то момент малыши начинают из него вылезать, так же как и из стульчика для кормления, с высоты которого ухитрилось шлепнуться и расквасить себе нос огромное количество вертлявых карапузов.

Многие дети любят играть мелкими предметами, особенно блестящими, яркими (кольца, булавки, пуговицы). Их сосут, засовывают в нос, ухо, проглатывают. В этих случаях малыша приходиться подвергать неприятным обследованиям, оперативному вмешательству. Поэтому родителям не следует оставлять на виду бусы, перстни, заколки, косметические принадлежности. Нужно отучать ребенка брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы.

Еще одна причина детского бытового травматизма - это отравление различного вида химикатами, таблетками. Дети пробуют их, принимая за конфеты, витамины. В лечебные учреждения часто поступают дети с отравлениями уксусом, даже керосином,

Для того чтобы этого избежать, необходимо соблюдать лишь несколько несложных правил.

Бытовые химикаты держите в недоступных для детей местах, в тех емкостях, в которых они продаются, обязательно с этикеткой. Не помещайте их в емкости из-под пищевых продуктов. Лекарства храните в специальном аптечном шкафчике с замком. Лекарства с истекшим сроком годности уничтожайте. Заведите вместо ртутного градусника электронный.

В заключении хочется сказать:

Дорогие родители! Помните, что воспитание - это кропотливый, каждодневный труд, здесь нет мелочей и второстепенных вещей. Каждый день вашей жизни, вашего общения с ребенком вносит определенную лепту в его развитие.

Осторожно гололёд!

12-12-2018, 07:41
                                                                     Что делать, если на улице гололед?
Наступила пора заморозков и оттепелей, – лучшие условия для гололеда. А он – явление опасное: травмы, ДТП, повреждение линий связи.
Синоптики говорят, что гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на земле, тротуарах, проезжей части улицы и на деревьях, проводах из-за замерзания воды. Ему обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров. Но гололед – встречается реже, чем гололедица, – лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Гололедица возникает там, где перед заморозками стояла вода, или там, где движение транспорта или пешеходов уплотнило снег. Чаще всего - на проезжей части дорог и тротуарах.
Гололед и гололедица являются причинами чрезвычайных ситуаций. При гололеде значительно увеличивается количество уличных травм: ушибы, вывихи и переломы. Гололедные травмы уже получили более 100 человек, в том числе дети.
Чтобы не попасть в число пострадавших, к неблагоприятным условиям можно подготовиться: это простые правила и их можно выучить с детьми:
• Обратите внимание на свою обувь: подберите не скользящую обувь с подошвой на микропористой основе. От высоких каблуков лучше отказаться. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. 
• Смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.
• Старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.
• Наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.
• Руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах — это увеличивает вероятность падения.
• Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения.
• В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.
• Не пытайтесь спасти вещи, которые несёте в руках.
• Не торопитесь подняться, осмотрите себя, нет ли травм, попросите прохожих людей помочь тебе.
• Помните: особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга. При получении травмы обязательно обратитесь к врачу за оказанием медицинской помощи.
• Будьте предельно внимательными при переходе дороги: не торопитесь, и тем более не бегите. Обязательно убедитесь, что автомобиль остановился, чтобы вас пропустить
Еще одну опасность принес с собой холод – сосульки. Казалось бы, что может быть опасного в такой хрупкой на вид красавице? Однако эта хрупкость весьма обманчива! К сожалению, об этом не знают дети и забывают взрослые.
Что же делать, чтобы не оказаться в больнице?
• При движении по улицам держитесь подальше от домов!
• Обращайте внимание на козырьки зданий. Чаще всего сосульки образуются над водостоками, поэтому эти места фасадов домов бывают особенно опасны, их необходимо обходить стороной, желательно на расстоянии не меньше 3 метров.
• Не игнорируйте объявления «Осторожно! Сосульки».
• Внимательней следите за детьми во время прогулки. Они могут ненароком играть именно там, где свисают сосульки.
• Не стоит сбивать сосульки самим.
• Если во время движения по тротуару, вы услышали наверху подозрительный шум – не останавливайтесь, не поднимайте голову и не рассматривайте, что там случилось. Возможно, это сход снега или ледяной глыбы. Бежать от здания тоже нельзя. Нужно как можно быстрее прижаться к стене, козырек крыши послужит укрытием.
Соблюдайте правила! Берегите себя и своих близких!

Семья и семейные ценности

27-11-2018, 11:12
Семья и семейные ценности

Что такое семья?

Семья- основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

О семейных традициях

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым словам, затем - передают свое ко всему этому отношение.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
  • в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день - праздник";
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
  • Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
  • повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
  • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
  • можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

- Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник - вторую. Можно придумать и специальные формы прощания - вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни - одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, - например, как держать палочки или... пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, - лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник - повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное - почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Как провести выходной день с детьми

23-11-2018, 10:49
 «Как провести выходной день с детьми»

 

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день понастоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.

Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!

Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости.

Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, чтото одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.

Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.

Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.

Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта.

Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.

Родители, желаем Вам успехов!

 

 

 

 

Дисциплина на улице - залог безопасности

22-11-2018, 10:59
 Дисциплина на улице - залог безопасности

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий: выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом: мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения.

Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия: наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов.

Игра на проезжей части: наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр.

Ходьба по проезжей части: даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями.

Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

• Физиологические

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми, значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. Надёжная ориентация «налево - направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

• Психологические

У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств, т. е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные. Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка уже в школе постепенно.

Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

 

 

 

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге

23-10-2018, 11:07
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см - 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора - запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой - сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.

Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

Правила безопасности для детей.

Безопасность на дорогах.

Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.

 Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход»

 Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

 Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.

 Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.

 Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

 Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

 Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.

Рекомендации для родителей

1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

2. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

3. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.

4. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

5. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии «зебре», иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки, особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

7. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Памятка для родителей:

Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.

Что должны знать родители о своем ребенке?

В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.

В 6 лет - боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.

В 7 лет - более уверенно отличать правую сторону дороги от левой.

В 8 лет - может мгновенно отреагировать на отклик и т. д. ; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).