«Профилактика суицидального поведения. Как избежать беды (суицид)»

7-02-2019, 23:20
«Профилактика суицидального поведения. Как избежать беды (суицид)»

 

Детский суицид - это беда родителей не только потому, что они теряют ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что они не знают, почему он это сделал. Изыскиваются различные рационализации и оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто. Тем не менее, за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

При разработке мер профилактики суицидов у детей нужно иметь в виду:

1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.

2. Чем меньше возраст ребёнка, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.

3. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.

4. Психологические переживания часто переоценивается детьми и недооценивается взрослыми.

5. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.

6. При депрессивных состояниях у детей всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.

7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми в истинные покушения на самоубийства.

При проведении беседы с несовершеннолетним, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

- внимательно слушать собеседника, т.к. дети часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

- не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

- стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Как понять, что ребёнок решился на самоубийство:

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки. Ребёнок задумчив «погружён в себя», при этом:

- прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";

- косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой";

-"Тебе больше не придется обо мне волноваться";

- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

- пренебрежение собственным видом, неряшливость;

- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей

- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

- проблемы со здоровьем: потеря аппетита или наоборот усиление аппетита, плохое самочувствие, бессонница или повышенная сонливость, кошмары во сне;

- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений;

- усиление чувства тревоги;

- усиление жалоб на физическое недомогание;

- излишний риск в поступках;

- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

- самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

- выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;

- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

- Открытые заявления: Ненавижу жизнь, Не могу больше этого выносить; Жить не хочется; Никому я не нужен.

 

Если вы заметили у ребёнка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.

«Причины агрессивного поведения среди детей. Роль семьи и детского сада в воспитании нравственных качеств дошкольников»

24-01-2019, 16:30
«Причины агрессивного поведения среди детей. Роль семьи и детского сада в воспитании нравственных качеств дошкольников»


 

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, психологов и педагогов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой неблагоприятных факторов:

- ухудшение социальных условий жизни детей

- кризисом семейного воспитания

- невниманием к нервно-психическому состоянию детей

- увеличением числа некоторых соматических заболеваний и заболеваний головного мозга, которые способствуют возникновению агрессивных качеств, например: патологические роды, гиперактивность, гипердинамический синдром и ряд других.

Свою долю вносят и средства массовой информации. Между тем, особенно важной является помощь школьникам, агрессивность которых находится только в стадии становления, так как агрессивные дети мало управляемы и плохо поддаются терапии. Одно из немаловажных направлений работы с такими детьми – предупреждение агрессивности.

Однако для того, чтобы предупреждать, нужно знать о факторах, причинах возникновения агрессивности у детей.

Агрессия в человеке заложена биологически. Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую человеку, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития и агрессию негативную, нанесение вреда окружающим. Такая агрессия бывает физическая (драки, разрушение, поломка вещей) или словесная (дети дразнятся, оскорбляют других). Она также может быть прямой и косвенной.

Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе, дома, во дворе. В классе у таких детей часто возникают конфликты, которые приводят к таким проблемам, как непринятие ребенка, формирование негативного отношения к нему. Агрессивный ребенок может попасть в так называемую группу изолированных детей. Таким образом, ребенок начинает получать в свой адрес больше негативных действий, чем другие дети, отсюда – прямой путь к эмоциональному перенапряжению. Это укрепляет его агрессивность и образует порочный круг.

Есть психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение. Это:

- сниженная самооценка

- низкий уровень самоконтроля

- неразвитость коммуникативных навыков

- повышенная возбудимость нервной системы и др..

Существуют критерии агрессивности. Согласно им, ребенок:

- часто теряет контроль над собой, спорит и ругается с взрослыми

- часто отказывается выполнять правила

- намеренно делает вещи, которые раздражают других людей

- часто винит других в своих ошибка - часто сердится и отказывается сделать что-либо

- завистлив и мстителен, обманывает, часто затевает драки.

Предположить, что ребенок или подросток агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении появились хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Основными факторами проявления детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников и взрослых

- стремление получить желанный результат

- стремление быть главным

- защита и месть

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянные ими ссоры на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся, ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Детская агрессивность имеет возрастные проявления. Например, в период подросткового возраста повышается уровень агрессивности.

Существуют две теории появления агрессивности: теория врожденной агрессивности и теория социального научения агрессии. Семья играет огромную роль в формировании модели агрессивного поведения детей.

Важно помнить об основных причинах появления агрессивного поведения у детей в целях ее предупреждения:

- копирование поведения родителей

Ребенок – это зеркальное отражение атмосферы в семье, взаимоотношений и поведения родителей: проявляют ли родители агрессию при взаимоотношениях друг с другом, как случайную, так и устойчивую. Ребенок наблюдает и учится независимо от самого себя. Не хотите, чтобы ребенок рос агрессивным, не давайте агрессии укорениться в семье.

- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка

- уровень семейной гармонии и дисгармонии.

- стиль воспитания в семье

Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Авторитарность родителей, особенно в подростковом возрасте вызывает у ребенка бунт, нарушение поведения против воли родителей. В итоге появляется повышенная агрессивность. Попустительский стиль воспитания, то есть невнимание к детям, безнадзорность, также идет к появлению агрессивности у детей. Помните, что когда в семье нет единых требований в воспитании, нет эмоционально-положительной атмосферы, это приводит к нарушениям в поведении детей. Когда в общении с ребенком присутствует мягкость, он окружен заботой и вниманием, такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказания, которое обычно применяют родители в ответ на появление гнева у своего чада. Исследования показали, что когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих детей, особенно сыновей, тогда эти дети в позднем подростковом и во взрослом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.

Научение агрессии появляется в процессе непосредственного приобретения негативного опыта. Это происходит, если ребенок или подросток сам включается в агрессивное взаимодействие (с родителями, братьями, соседями, друзьями). Если его участие вовремя не было замечено, не получило верную оценку, то в следующий раз в подобной ситуации это повторится. Если он ощутил нейтральное отношение к собственному поведению, агрессивность пустит корни еще на сантиметр-другой. Более мощный стимул к агрессии он получит, если будет позитивное подкрепление такого поведения. Например: «если хочешь, чтобы тебя уважали, бей всех подряд!», или «обидели, дай сдачи!».

Закрепление агрессивности в перспективе приведет к ее появлению уже как личностной черты характера. Она станет основным способом контакта с миром и, может быть, на всю жизнь.

 

Отметим сразу, что порой агрессивное поведение появляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию.В общем, если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей.
Что же делать? Ответ прост: предоставить детям как можно больше возможностей соответственно возрасту разряжать накопившуюся энергию (спортивные секции, кружки...). Довольно часто агрессивное поведение демонстрируют дети с повышенной моторной активностью, и наилучшей рекомендацией в этом случае может быть поиск заменяющей деятельности, на которую ребенок мог бы направить свою неутомимую энергию.

 

 

Источником детской агрессии может быть подавленность, напряженность, стресс, неуверенность.С точки зрения психологов, такая агрессия серьезнее и неприятнее. Агрессия в данном случае – нецивилизованная защита от чувства тревоги.
Есть, например, дети, которые боятся собак – и дразнят их. Убегают от сильных и бьют слабых. Их оборона заключается в нападении. Их внутренняя неуверенность заставляет остальных детей держаться подальше от них. Они не могут ни с кем подружиться, но требуют внимания, признания, дружбы силком, навязываются, выставляются, обижают других, дерутся. Агрессия, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги, не всегда понятна. Необходимо обследование психологов. Нередко при этом обнажается скрытый семейный конфликт: либо школьные перегрузки, груз родительских амбиций, либо скрытое чувство вины за допущенный ребенком поступок, в котором он не может признаться. В этом случае помощь заключается в обнаружении причин, источника тревоги, в обретении новой уверенности.

 

Есть еще один источник детской агрессивности. Это эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод. Такие дети находят удовлетворение, к примеру, в замкнутости, в причинении боли другим без причин, издеваются над ними, ябедничают, оскорбляют словесно и действием. Как будто домогаются любви или мстят за свою заброшенность. Последние открытия в психологии засвидетельствовали, что эмоциональный дефицит общения в семье может пагубно повлиять на становление человеческого характера (это и криминальное будущее, и проблемы в будущей семейной жизни, в общении с будущими детьми). Если в семье возникает атмосфера эмоционального холода и полного отсутствия интереса друг к другу, то она закономерно поражает и детей. Эти дети отстают в душевном развитии.

Эмоциональное оскудение всегда грозит тем детям, в семьях которых ребенок «в тягость», где заботы ограничиваются тем, как накормить и одеть его, где не проявляют искреннего интереса к проблемам, индивидуальным потребностям ребенка.

Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы

Чрезмерное увлечение видео, телевизором, компьютерными играми, о которых мы уже говорили выше, также таит в себе угрозу заразить ребенка агрессией. Установлено, что все эти источники обеспечивают сильный канал развития агрессивности у личности. В этом направлении основная превентивная мера – отслеживание теле- и видеоматериала, компьютерных игр, с которыми имеет дело ребенок.

Итак, необходимо разобраться в причинах отклонений в поведении детей и по возможности исключить их, учить жить по формуле: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно создать для ребенка богатый положительными эмоциями окружающий мир:

– внимательное, заинтересованное, постоянное, а не от случая к случаю, отношение к ребенку;

– искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям;

– совместные игры, обсуждение прочитанных книг, то есть постоянное общение, и не только по поводу уроков и провинностей;

– уход за домашними животными;

– занятия в спортивных секциях

Как справляться с детской агрессией?

1. Уделять психическому и физическому здоровью детей должное внимание.

2. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

3. Демонстрировать модель неагрессивного поведения, то есть, быть примером поведения для детей. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказываются конкретные поступки.

5. Наказания не должны унижать ребенка.

6. Необходимо понять и разобраться в причинах агрессивного поведения детей. Часто дети ругаются и оскорбляют других из-за того, что хотят почувствовать себя сильными или хотят отомстить за какие-то обиды или пытаются привлечь внимание взрослых.

7. Научить ребенка выражать свою агрессию в социально приемлемых формах, обучать приемлемым способам выражения гнева (попрыгать со скакалкой, побиться с боксерской грушей, полить цветы, пробежаться, отжаться от пола, надуть шарик).

8. Развивать способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

9. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

10. Учить брать ответственность на себя.

Отношения в современной семье

17-12-2018, 11:19
Отношения в современной семье 

Любой родитель хочет для своего ребенка всего самого лучшего. Прилагается масса усилий, делается все возможное, чтобы наши дети были здоровыми, счастливыми, чтобы они развивались гармонично каждый день.

Нельзя поспорить с тем, что современная жизнь имеет очень быстрый темп, и сильнее всего это заметно в крупных городах в крупных городах. Там люди постоянно спешат, торопятся и при этом не всегда успевают сделать все свои дела. Поэтому нехватка времени является основной причиной недостатка внимания к детям.

Однако, как бы это странно не звучало, дети недополучают внимания и заботы от родителей, которые искренно любят. Они работают по 20 часов в сутки для того, чтобы обеспечить семью. У них не хватает времени, чтобы общаться со своими детьми. Такие родители могут обеспечить ребенка многими благами, но забывают про то, что ребенку нужно внимание родителя и общение с ним. Чем выше такой родитель продвигается по карьерной лестнице, тем дальше он от своего ребенка.

В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

А родителям зачастую некогда поговорить по душам со своими детьми, так как все время уходит на поддержку физического существования семьи. Нарастает напряженность или полное равнодушие в отношениях.

Последствия невнимательного воспитания могут вырасти в большие проблемы для ребенка и повлиять на всю его жизнь в будущем.

Дети не знакомы с основными правилами дисциплины, поэтому имеют проблемы социального характера. Дети не уверенны в себе, так как не чувствуют, что их любят и ценят. Дети безразлично относятся к окружающему миру.

Дорогие родители, помните, ваше общение с ребенком также важно для него как еда, одежда и образование!

А сколько же нужно уделять внимания ребенку?

Да не очень-то и много. Главное - правильно это сделать: необходимо разговаривать с ребенком о его жизни и проблемах, интересоваться ими, проводить спокойные воспитательные беседы, читать ему сказки, играть с ним. Уделять внимание именно ему, вашему малышу. И очень важно: при разговоре смотреть ребенку в глаза и минимум три раза в день его обнимать.

Направляйте свое драгоценное внимание не в мониторы и на телефоны, а друг к другу, и тогда ваша семья будет крепкой и дети счастливы.

 

 

 

 

Как сделать детей счастливыми

14-12-2018, 11:23
Как сделать детей счастливыми
Из конфет и пирожных,

Из сластей всевозможных -

Вот из этого сделаны девочки.

Из колючек, ракушек,

Из зеленых лягушек -

Вот из этого сделаны мальчики.

Главная проблема с детьми - как с ними жить. При воспитании детей проблема заключается во взрослом, а не в ребёнке.

Одно из лучших лекарств для ребёнка - это добрый, уравновешенный взрослый с любовью и терпимостью в сердце.

Любой закон, применимый к поведению мужчин и женщин, применим и к детям.

Ребёнок - это мужчина или женщина, которые ещё не полностью выросли.

Главное в развитии ребёнка, в становлении его личности, в воспитании - это, конечно же, семья, его родители. И очень важно знание и понимание ребенка.

Склонитесь над колыбелью младенца, - писал один психолог прошлого, - и вы увидите, что он что-то ищет. Что же он ищет? Он ищет мир!

Ребенок одарен от природы, у него сильная потребность расти и развиваться, он умеет и хочет учиться; он упорен, сосредоточен, очарован миром; он непосредственен и эмоционален; он ищет нашего сочувствия и одновременно защищается от непонимания и грубого вторжения в его мир. Успех нашей миссии как родителей очень зависит от того, насколько мы понимаем и учитываем природу детей.

До трех лет ребенок за поразительно короткий срок усваивает такой объем информации, который он не сможет больше усвоить, пожалуй, никогда в жизни. Мозг ребенка созревает почти на 50% до 6 месяцев, и к возрасту трех лет он "готов" уже на 80%, завершая свой рост к 6-7 годам. То есть всю оставшуюся жизнь ребенок будет познавать мир с помощью той базы, которая сформировалась именно в этот период!

"Хотите знать, какими возможностями будет обладать его (ребенка) маленький мозг в момент рождения? - пишет Гленн Доман в своей книге "Гармоничное развитие ребенка". - Его возможности будут в десять раз превышать возможности всех национальных архивов США.

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

Если Мама убеждена, что уроки балета это настоятельная необходимость, ей нужно самой брать их.

Хотя, возможно, довольно странно видеть тридцатилетнюю женщину, вцепившуюся в станок и размахивающую по воздуху полноватой ногой, всё же этот вид не такой душераздирающий, как видеть её семилетнюю дочь, мрачно выполняющую подобные телодвижения, чтобы угодить своей матери, хотя она предпочла бы сидеть дома и делать эскизы одежды для кукол.

Ребёнок не является нашей собственностью, хотя некоторые родители никогда не бывают вполне готовы, чтобы принять этот факт. Мы не владеем им, и никогда не будем владеть. Мы произвели на свет его тело, он может иметь некоторые из наших физических характеристик, но он не наследует наши желания.

Он совершенно другой человек, отдельное существо со своими собственными симпатиями и антипатиями.

Личность родителей, их «жизненная философия», их приоритеты и ценности создают атмосферу, в которой живет ребенок. От их самых общих личностных свойств и духовных качеств зависит чистота воздуха, которым он дышит.

Есть известная притча.

Идет прохожий и видит - люди что-то строят.

«Что ты делаешь?» - спрашивает он одного каменщика.

«Я укладываю кирпичи», - отвечает тот.

«А ты что делаешь?» - спрашивает он второго.

«Я возвожу стену», - отвечает второй.

«А ты что делаешь?» - спрашивает он третьего.

«Я строю Храм», - был ответ.

Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве отдельных «кирпичей» и правильности их «укладки». Но не забудем, что одновременно мы воздвигаем Храм его жизни и судьбы. И от нас зависит, насколько этот храм будет наполнен светом радости и человечности.

 

Отец как воспитатель

7-11-2018, 10:57
Отец как воспитатель 

Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей. Именно в семье формируется личность будущего труженика и гражданина. Мы не можем и не должны ограничивать сегодняшний мир ребёнка стенами квартиры и одними лишь семейными впечатлениями. Воспитание - процесс многогранный и всеобъемлющий. Всё, что окружает ребёнка, - люди, вещи, события - всё накладывает отпечаток на его личность, изменяет и развивает его. И отцовский долг - сознательно, чутко направлять это развитие.

Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребёнок - большое испытание на прочность семьи. Справедливости ради нужно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позже, чем чувство материнства. Ещё Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями.

Как ребёнок нуждается в том, чтобы о нём заботились, и это даёт ему ощущение надёжности и прочности мира, так и взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья счастливы, есть у них чувство удовлетворённости. Вот почему

Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Видный русский писатель и историк Н. М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты». О воспитании детей заботятся государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

Детям нужен отец.

Разошлись муж и жена. Распалась ещё одна семья. Причин много, постороннему трудно в них разобраться. Если распадается семья, в этом виноваты обе стороны: и муж, и жена, так как семья - творчество двоих. Нынче почти 70% разводов совершается по инициативе женщин. Они вынуждены избавиться от мужей - пьяниц, тунеядцев, грубиянов. Этим мужьям были не под силу семейные заботы. Но этот процент всё равно настораживает. Настораживает это, потому что мы, педагоги, наблюдаем в садах и в школах значительный процент детей без родных отцов, безотцовщину при живых отцах. Одни дети становятся агрессивными, другие - робкими, ущемлёнными, чем - то ущербными в характере. Неполная семья - это, как бы себя не успокаивали, беда, несчастье.

Без твёрдого отцовского руководства мать вырастит ребёнка изнеженным, точно так же как и без материнской ласки, ребёнок становиться грубым. Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем - то посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем - всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца - мужество, силу воли, смелость поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Влияние личности отца на воспитание детей, особенно мальчиков, очень велико. Невнимание к ребёнку, нельзя оправдывать каким бы то ни было ответственным постом, или учёным званием.

Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен, чтобы помогать своим детям. На производстве отец - труженик, в семье отец - воспитатель, а вместе обе эти функции составляют гражданский долг, от добросовестного исполнения которого никто не вправе уклоняться. Закончив рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас ожидают не только отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и многочисленные отцовские обязанности. От отца требуется любовь, общение, взаимопонимание. Теперь звание отца не даёт гарантий: сыновнее уважение надо заслужить.

Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно, радостно. Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть весь свет и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаётся. Ребёнку необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и чистоты. Трудно представить счастье ребёнка и аморальное поведение отца или матери. Это недопустимо и несовместимо.

Счастье семьи - это не только счастье двух людей. Это счастье для многих, кто с ними соприкасается: для их детей, для друзей, знакомых. В такой семье дети растут человечными и стойкими к жизненным невзгодам, потому что в детстве они получают необходимое количество «калорий» родительского тепла.

Счастье - это когда в семье не только мать, но и умный отец. Народная мудрость утверждает, что один отец значит больше, чем сто учителей. Поэтому для полноценного развития и воспитания необходим отец.

Живой пример отца.

Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и другое. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, сила, мужская надёжность, выдержка, деловитость, предприимчивость, чувство долга перед семьёй, рыцарское отношение к женщине. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков без влияния отцов почти невозможно. «Из гнезда коршуна редко вылетает сокол», - гласит народная мудрость. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает естественным так относиться и к своей избраннице.

- Не слушай мать, сынок: всё это глупости, что она тебе внушает, - замечает отец.

Ясно, что такое отношение к женщине впоследствии передаётся сыну. Поэтому отцовское слово, много значащее в воспитании сына, должно быть обдуманным и веским.

Следует избегать крикливого тона в разговоре с сыном. В. А. Сухомлинский советовал:

«Как наивысшую ценность берегите гордость, неприкосновенность личной чести ребёнка». Нельзя грубо оскорблять сына, публично наказывать его, унижать.

Поведение отца - это пример не только в воспитании сына, но и в формировании личности дочери. Девочки также нуждаются в отцовском влиянии. Девочки требуют особо тонкого и нежного обращения отца, их струны души могут оборваться, если натянуть их слишком туго. Отец должен следить, чтобы в семье девочка не росла избалованной и кокеткой, а готовилась к роли труженицы и матери.

Отец - это человек, который всё лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, что он приобретает в неустанных поисках, умеет передать детям.

 

Время работы и консультаций для родителей

4-11-2018, 08:29
Педагог- психолог ГУТЛЫЕВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

ГРАФИК РАБОТЫ

ПОНЕДЕЛЬНИК 9.30-18.00

ВТОРНИК Методический день

СРЕДА 8.30-17.00

ЧЕТВЕРГ 8.30-17.00

ПЯТНИЦА 8.30-17.00

ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ: 12.30-13.00

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

ПОНЕДЕЛЬНИК 17.00-18.00

СРЕДА 16.00-17.00

 

Семейные конфликты и дети

2-11-2018, 16:40
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. А.С. Макаренко

Для детей мирная обстановка в доме – синоним счастья. Но даже в счастливых семьях случаются трудные времена, когда накопившиеся эмоции находят выход в ссорах. 

Семейные конфликты связаны со стремлением удовлетворить определенные потребности, избежать негативного воздействия, создать условия для собственных интересов, не учитывая потребностей партнера.

Особенности конфликтов:

·   определяются структурной близостью;

·   во взаимодействие включены эмоции;

·   присутствуют правовые обязательства;

·   наличие нравственных обязательств перед супругом;

·   используются различные приемы ведения конфликтов;

·   непосредственно связаны с кризисными периодами развития семьи;

·   затяжные конфликты непосредственно сказываются на психическом состоянии участников, влияют на здоровье, провоцируя обострение и появление различных заболеваний;

·   отношения между супругами влияют на детей.

Конфликты нередко возникают в неблагополучных семьях, где один или оба супруга злоупотребляют алкоголем и запрещенными веществами.

В семьях, где происходят частые скандалы, присутствует постоянное напряжение.

В тяжелых случаях конфликт виден даже посторонним людям, когда супруги уже не в состоянии сдерживать свои эмоции, и идут на конфронтацию по любому поводу. Нередко встречается и проявление насилия по отношению к супругу и детям..

Виды конфликтных ситуаций 

· конструктивные и деструктивные. Первые приводят к положительному влиянию на жизнь семьи, вторые разрушают отношения и нередко становятся причиной развода.

·   актуальные — яркие, быстро разгорающиеся, вызванные конкретной причиной;

·   прогрессирующие — возникают постепенно, все сильнее разгораются, основная причина – неумение приспособиться друг к другу, найти компромисс;

·   привычные — устоявшиеся отношения, которые в силу определенных привычек невозможно изменить, такие конфликты возникают по одним и тем же поводам и развиваются по единому сценарию.

·   явные и неявные. Первые выражаются ярко, причина их понятна. Вторые проходят в скрытой форме, присутствует враждебность одной или обеих сторон, замкнутость, раздражительность, усталость.

Семейные конфликты нарушают нормальное течение жизни малой ячейки общества. Страдают не только взрослые, но и дети.

 Негативные последствия конфликтов:

·   постоянное напряжение внутри семьи;

·   нахождение каждого члена группы в стрессовой ситуации;

·   потеря работоспособности;

·   возникновение страхов, опасений за свою жизнь при явных угрозах;

·   развод;

·   физическая расправа;

·   развитие и обострение заболеваний на фоне постоянного стресса;

·   депрессии членов группы;

·   вероятность суицидального поведения;

·   психическая травма у ребенка, которая остается с ним на всю жизнь;

·   поиск одного или обоих супругов спокойствия, любви, внимания на стороне, то есть измена.

Вот только некоторые аспекты выражения негативного опыта конфликтной семейной обстановки для формирующегося сознания ребенка:

·  Общая нервозность при развитии ребенка в противоречивых условиях взаимоотношений матери и отца. Дети, часто переживавшие конфликты в родительской семье, в своей взрослой жизни имеют внутриличностный конфликт и заниженную самооценку, при любых стрессовых ситуациях могут испытывать депрессию и неуверенность в себе, у них часто развиваются неврозы.

·  Нарушение духовного равновесия в семье ведет к психологической патологии у развивающегося ребенка. У ребенка формируется негативная картина мира, и это значительно ухудшает качество его собственной взрослой жизни в будущем. Такой человек не будет верить никому, он будет очень тяжел в общении, полон пессимизма и цинизма.

Дети из семей, переживающих частые конфликты, могут стать очень озлобленными, агрессивными, жестокими во взрослой жизни. Такие дети не понимают чужой боли, и у многих из них есть тяга причинять боль другим. Ребенок может попросту тянуться к противозаконным сторонам жизни, преступать закон, совершать противоправные жестокие поступки, часто – немотивированные, в отношении других людей.

·  Увеличивается риск бесконтрольного поведения ребенка, так как для ребенка падает родительский авторитет. Ребенком хуже усваиваются моральные и общекультурные ценности. У ребенка из конфликтной семьи формируются специфические черты характера, мешающие его социализации во взрослой жизни: замкнутость, агрессивность, безразличие, жестокость по отношению к окружающим, полное безразличие.

·  Повышается вероятность формирования негативного чувства по отношению к тому или иному полу, в зависимости от симпатий ребенка к одному из родителей. Во время переживания семейных конфликтов у ребенка формируется сценарий поведения в его собственной семье. То есть, такой ребенок зачастую берет родительскую семью за образец, который применит в своей собственной семье, и конфликты в ней будут также частым явлением.

Семейные конфликты неизбежны, но с каждым разом сила их может увеличиваться, недовольство растет, пока кто-то из членов семье не решается на ответственный шаг — разрыв. 

При возникновении конфликтной ситуации есть способы самого неудачного поведения, которые усугубляют проблему:

·   открытое противостояние — ведет к затяжным ссорам, угрозам физической расправы со стороны более сильного;

·   молчание, уход от поиска решения;

·   сторонний наблюдатель, когда один из супругов ждет определенного поведения партнера, но тот может и не подозревать, что от него хотят.

Таким образом, конфликтные отношения между мужем и женой, мужем и тёщей, женой и свекровью, недовольство родителей самими собой – всё это отражается на ребёнке, так или иначе нанося ему психические травмы, которые, безусловно, скажутся на его характере. 

Детские психологические комплексы

24-10-2018, 05:40
Детские психологические комплексыПсихологический комплекс – это совокупность мыслей, чувств, воспоминаний, опыта, установок (сформированных сознательно или подсознательно), приведших к формированию нового шаблона поведения и сопутствующих эмоций. Комплексы человека формируются в детстве, когда мы очень уязвимы и беспрекословно верим тому, что говорят взрослые. В этом возрасте негативные мнения на наш счет идут прямо в подсознание и откладываются там, ведь дети неспособны фильтровать поступающую к ним информацию.
У совсем маленького ребенка комплексов не бывает. Он никак не оценивает себя – он просто живет, его эмоции зависят 
от непосредственных фактов – покормили, поиграли, взяли на руки
и т.д. Дальше он начинает испытывать психологический дискомфорт или комфорт в зависимости от того, что и каким тоном ему говорят: похвалили или поругали, обратились с любовью или с раздражением…У ребенка, на которого в раннем детстве часто кричали и раздражались, больше вероятности вырасти закомплексованным человеком
– потому что он ощущал, что его не любят, он являлся причиной родительского недовольства. А потом ребенок начинает вслушиваться в то, что ему говорят. И чем чаще ему озвучивают какую-либо его негативную характеристику, тем вероятнее, что он себя таким и будет считать,
и комплексовать на эту тему. Неспособным, необучаемым, ленивым
и т.д. Сильными комплексами детей «одаривают» любящие родители. Но почему одни люди преодолевают их, взрослея, а другие так и живут, хотя уже не зависят от родителей? Дело в эмоциональной связи между ребенком и родителями.

Наверное, вы не раз слышали подобные слова: «Какая замечательная девочка, Танечка, а ты…»; «У тебя что – руки-крюки?»; «От тебя одни убытки!»; «И что из тебя выйдет?» Знакомо, не правда ли? Конечно же, родители любят своих чад и, разумеется, желают им только добра. Но они даже не представляют, как их неосторожные, произнесённые в сердцах слова взращивают самый настоящий комплекс неполноценности у так горячо любимого ребёнка. В основном родители считают, что подобные фразы будут развивать в ребёнке стремление стать лучше. Возможно, кого-то подстёгивают, и они всю жизнь доказывают себе и окружающим, что могут быть если не лучше, то уж точно не хуже других. Задумайтесь: всю жизнь вращаться вокруг своей ущербности и жить с мыслью о том, что ты – разочарование для своих родителей. Ребёнок смотрит на мир другими глазами – отлично от взрослых. В его представлении солнце светит ярче, а небо – голубее и выше, а слова – порою бьют так больно и ранят глубоко, оставляя рубцы в памяти навсегда.

 Причиной возникновения комплексов может стать и чересчур сильно проявленная родительская любовь и забота. Последствиями подобного восприятия впоследствии становятся  боязнь влюбляться, заводить семью, жить самостоятельной жизнью. Вырастая, такие люди остаются жить с родителями и часто бывают крайне одинокими.

Подчас мы сами учим своего ребенка «не высовываться, быть как все». Например, когда родители обеспокоены чувством зависти, которое ребенок может вызвать своей неординарностью, способностями, успехами. Вырастая, таким детям сложно достичь успеха, и даже если  вдруг что-то у них получается, то они стараются не брать на себя ответственность и им очень сложно принимать решения.

Источники зарождения комплексов человека

- Семья

- Любимый человек

- Друзья

- Школа

- Общество

- Личный опыт

- Интернет

Как повысить самооценку и уверенность ребенку

В зависимости от возраста ребенка, в котором обнаружена проблема с самооценкой и уверенностью в себе, применяются разные тактики поведения и методы:

-похвала за успехи и достижения;

- сведение к минимуму, а лучше искоренение привычки криком решать любые проблемы;

- перестать обсуждать поведение ребенка, сравнивать его с другими, вешать ярлыки;

- наказывать экологично - без физического и эмоционального насилия;

- советоваться и иногда делать так, как говорит ребенок;

- просить прощения у ребенка;

- обогатить свою речь добрыми словами, выражающими ваши эмоции и подчеркивающими важность и значимость ребенка в вашей жизни;

- регулярно разговаривать и проводить время вместе не у экранов телевизора и компьютера, а на природе;

- никогда не обманывать ребенка, объяснять что-либо так, чтобы он понял;

- устраивать детские праздники с приглашением малышей домой;

- давать право самостоятельно действовать ребенку, доверять ему;

- быть доступным для общения в любое время;

- заинтересовать заниматься спортом;

- внимательно изучать психологические особенности личности ребенка -холерику обеспечить общение с другими детьми, меланхолику давать право на общение самим с собой. 

Самое действенное средство для повышения низкой самооценки у ребенка — это любовь родителя. Не эгоистичная и ожидающая бонусов в будущем, а бескорыстная и всепрощающая любовь.


 

Игры, в которые можно поиграть дома

19-10-2018, 10:55

 «Игры, в которые можно поиграть дома»



«Путешествие на дачу»

Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.

«Найди игрушку»

Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на ..., за ..., между ..., в ..., у ... и т.п. Потом поменяйтесь ролями.

«Чего не стало?»

Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:

- Игрушек стало больше или меньше?

- Какие игрушки исчезли?

- Какими они были по счету?

«Назови соседей»

Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих чис­ла и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяй­тесь ролями.

«Найти столько же»

Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.

«Положи столько же»

В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите поло­жить больше камешков или меньше тоже в ряд.

«Чудесный мешочек»

На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.

«Отгадай число»

Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.

«Давай посчитаем!»

Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.

«Кто больше?»

Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение определенного време­ни откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом счита­ют, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.

«Камешки»

Играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его пой­мать, и одновременно собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных ка­мешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый на­берет 20 очков, тот и выиграл.

 

 

 

 

Что такое токсичность в родительстве?

10-09-2018, 09:18

Что такое токсичность в родительстве?

Сейчас можно часто услышать термин «токсичные» отношения. Необходимо отметить, что психологических исследований, использующих этот термин и описывающих его как патологию, не существует.

С другой стороны, это популярное слово хорошо отражает всю суть понятия, которое за ним скрывается, и очень точно описывает процессы, которые могут происходить в отношениях и модели человеческого поведения.

В данном выпуске методической рассылки попробуем разобраться, что определяет токсичных родителей, каковы основные проявления токсичности в воспитании детей и как они влияют на психику ребёнка.

ТОКСИЧНЫЙ РОДИТЕЛЬ: КТО ОН?

В целом под токсичными отношениями подразумевается взаимодействие, построенное на создании зависимости от другого человека — партнера, друга, матери или отца. В таких отношениях отсутствует интерес к ребенку, другу или партнеру как к личности, все достижения другой стороны обесцениваются и подвергаются критике. В свою очередь жертва токсичного человека постоянно ощущает себя виноватой, поэтому у нее развивается комплекс неполноценности. Как правило, токсичные отношения строятся по принципу «тиран-жертва», созависимости или конкуренции.

Токсичные отношения характеризуются: незащищенностью, злоупотреблением властью и контролем, требовательностью, неуверенностью, эгоцентризмом, критикой, негативом, нечестностью, недоверием, унизительными комментариями.

Фактически, семья — одна из традиционных «сцен», на которых часто разыгрывается драма токсичных отношений. Особенно обидно осознавать токсичность самых близких людей – родителей.

Итак, кто же такие токсичные родители?

Термин «токсичный родитель» предложила известный американский психотерапевт Сьюзан Форвард. Она написала о токсичных родителях целую книгу на основе своего опыта консультанта. Поэтому, к сожалению, мы можем констатировать, что это явление в нашем обществе – не редкое исключение, а довольно распространенное правило: многие из нас выросли в семьях токсичных родителей, и волей-неволей транслируют опыт своих родителей дальше – в собственные семьи, часто даже не подозревая о том, что он токсичен.

Дискуссии о силе влияния токсичного поведения родителей на формирование и становление личности не прекращаются до настоящего времени. Существует достаточно большое количество авторитетных источников информации, в которых имеются значительные различия, как в самой «типизации» токсичных родителей, так и в степени негативного влияния, оказываемого такими родителями на детей. Также имеются расхождения во мнениях касательно того, насколько возможно полностью устранить последствия столь деструктивного влияния уже в старшем возрасте.

Говоря о явлении «токсичности», российский семейный психолог Людмила Петрановская отметила, как важно не путать это злокачественное влияние на ребенка с другими, эпизодическими приступами родительского несовершенства.

Несомненно, каждый родитель устает, ссоры и конфликты с детьми неизбежны, быть эмоционально доступным и эмпатичным 24 часа в сутки не под силу ни одному человеку. Однако ребенок, если чувствует от родителя любовь и понимание, без потерь переживает эпизодические и неизбежные стычки и конфликты.

Родительская «токсичность» — это систематическое разрушающее воздействие на ребенка. По мнению психолога, в случае с реальной «токсичностью» многие действия родителя имеют осознанную природу и не могут быть расценены как срыв на почве усталости, нервного истощения, измотанности.

Говорить о токсичных родителях можно в том случае, если родители регулярно применяют по отношению к ребенку насилие или деструктивные проявления в любом виде: насилие не обязательно лежит в физиологической плоскости (физическое или сексуальное насилие далеко не исчерпывает все формы насилия родителей над детьми). Насилие также может быть психологическим (например, унижать ребенка, шутить на тему его нежеланного появления на свет, называть его неудачником, отпускать колкости насчет его внешности, постоянно критиковать его и то, что он делает, обесценивать его успехи – все это психологическое насилие) и духовным (высмеивать то, во что он верит, его мечты и убеждения).

Не ремнем единым можно отравлять жизнь ребенку. Даже в благополучных во всех аспектах семьях (при отсутствии практики физических наказаний) ребенок может расти в токсичной атмосфере, которая каждый день разрушает самооценку и личность ребенка.

Различить «нормальность» от «токсичности» можно:

— по постоянству (критика всего и каждый день);

— по степени разрушительных последствий (постоянная и высокая тревожность, отсутствие здоровых, теплых, близких и радостных отношений, часто наблюдаемая депрессия, подавленность, безынициативность и т.д.)

Шок от воспитания в токсичном доме остается на всю жизнь.

Подобный опыт взросления:

·     разрушает самооценку;

·     подрывает уверенность в себе;

·     прививает негативное самовосприятие;

·     учит жить в страхе;

·     развивает до невероятных размеров «комплекс вовсем виновности» — лишает самоуважения, самостоятельности;

·     прививает чувство беспомощности, ничтожности, отсутствия всякого достоинства;

·     человек чувствует себя «недостойным» какой бы то ни было любви, симпатии.

ТИПЫ ТОКСИЧНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Психологи и специалисты по семейным отношениям отмечают, что, говоря о токсичных семьях, в первую очередь следует иметь в виду «ядовитых» родителей.

Это обусловлено тем, что именно отец и мать являются обладателями власти и авторитета в семье. Поэтому особенности их личности так или иначе оказывают влияние на остальных членов семьи (детей, а в некоторых случаях и таких авторитетных родственников, как бабушка и дедушка).

С другой стороны, не было бы правильным использовать термин «токсичность» по отношению к какому-либо одному члену семьи. Иногда источником токсичности становятся сами отношения между родителями. Это создаёт в доме негативную обстановку и напряженную атмосферу, в которой даже самой маленькой искры достаточно для того, чтобы разгорелось пламя. Серьёзное нервное напряжение становится постоянным гостем таких семей.

Какие же процессы обычно скрываются за токсичными семьями? Вот некоторые из них:

•      возможные психологические нарушения, расстройства или проблемы с зависимостью у одного из членов семьи;

•      злоупотребление властью и авторитарный стиль;

•      отсутствующие отец или мать, пренебрегающие своими обязанностями в отношении детей;

•      дефицит эмоциональной близости, любви и привязанности;

•      физическое и психологическое насилие;

•      недостаточная коммуникация из-за недоразвития коммуникативных навыков, особенностей характера или отсутствия интереса;

•      неспособность положиться на одного из родителей, отсутствие доверительных отношений;

•      низкая самооценка отца или матери;

•      завышенный уровень притязаний, требование от детей и другого партнёра выполнения ожиданий второго родителя.

Приведем наиболее распространенную и полную типизацию токсичных родителей с краткой характеристикой каждого типа.

I тип – непогрешимые родители. Унижение ребенка, разрушение его самооценки, оскорбление, периодическое физическое насилие по отношению к ребенку и т.п. Такой тип родителей преподносит все это как «закалку» и воспитание сильного характера у ребенка. При этом для своих детей такие родители являются совершенными и все их решения, а также любое их поведение, является закономерным следствием неугодного поведения ребенка. Итогом этого служит возникновение хронического чувства вины по отношению к родителям, а также формирование таких психологических защит как отрицание и рационализация.

Как проявляется воздействие

1.Отрицание. Ребёнок придумывает другую реальность, в которой родители его любят. Отрицание даёт временное облегчение, которое дорого обходится: рано или поздно оно выливается в эмоциональный кризис.

Пример: «На самом деле мама не оскорбляет меня, а делает лучше: открывает глаза на неприятную правду».

·       Отчаянная надежда. Дети всеми силами цепляются за миф о совершенных родителях и винят себя во всех несчастьях.

Пример: «Я недостоин хорошего отношения, мама и папа хотят мне добра, а я это не ценю».

·       Рационализация. Это поиск веских причин, которые объясняют происходящее, чтобы сделать его менее болезненным для ребёнка.

Пример: «Мой отец бил меня не для того, чтобы причинить вред, а чтобы преподать мне урок».

II тип – неадекватные родители. Такой тип родителей характеризуется инфантильным отношением как к воспитанию детей, так и к другим ситуациям семейной жизни. Дети неадекватных родителей обязаны с самого младшего возраста быть взрослыми, принимать взрослые решения, если есть младшие братья или сестры, то заменять им родителей. Следовательно, такие дети лишены детства, т.е. того периода, когда удовлетворяются их потребности. Такие родители ожидают от своих детей незамедлительного удовлетворения своих потребностей, а любое проявление ребячества пресекают, унижая достоинства ребенка. Следствием этого является несформированная эмоциональная сфера у детей, а также трудности с самоидентификацией и спецификацией своих желаний и потребностей.

·       Ребёнок становится родителем себе, младшим братьям и сёстрам, собственным матери или отцу. Он теряет детство.

Пример: «Как ты можешь проситься гулять, когда твоя мать не успевает всё постирать и приготовить ужин?».

·       Жертвы токсичных родителей испытывают чувство вины и отчаяния, когда не могут сделать что-то для блага семьи.

Пример: «Я не могу уложить спать младшую сестрёнку, она всё время плачет. Я плохой сын».

·       У ребёнка могут пропасть эмоции из-за отсутствия эмоциональной поддержки от родителей. Став взрослым, он испытывает проблемы с самоидентификацией: кто он, чего хочет от жизни.

Пример: «Я поступил в вуз, но мне кажется, что это не та специальность, которая мне нравится. Я вообще не знаю, кем хочу быть».

III тип – контролирующие родители. Чрезмерный контроль, заполнение собой всех сфер жизни ребенка и т.д., может выглядеть как забота о ребенке, желание предостеречь его от опасностей, но истинными мотивами такого поведения является страх оказаться ненужным, одиноким. В данном случае желание родителей быть нужными ребенку, привязать его к себе значительно превосходит желание научить ребенка быть свободным, тем самым сделав его счастливым. В результате ребенок становится беспомощным, зависимым во всех сферах жизни от своих родителей. С каждой неудачной попыткой отстоять свои личные границы у ребенка будет возрастать чувство тревоги и чувство вины перед своими родителями, вследствие чего будет формироваться неадекватная самооценка.

·       Контролируемые токсичными родителями дети становятся излишне тревожными. У них исчезает желание быть активными, исследовать мир, преодолевать трудности.

Пример: «Я очень боюсь путешествовать на автомобиле, потому что мама всегда утверждала, что это очень опасно».

·       Если ребёнок попытается спорить с родителями, ослушаться их, это грозит ему чувством вины, собственного предательства.

Пример: «Я без разрешения остался с ночёвкой у друга, наутро мама слегла с больным сердцем. Никогда не прощу себе, если что-то с ней случится».

·       Некоторые родители обожают сравнивать детей между собой, создавать атмосферу озлобленности и ревности в семье.

Пример: «Твоя сестра намного умнее тебя, в кого же ты уродилась?».

·       Ребёнок постоянно чувствует, что недостаточно хорош, он стремится доказать свою значимость.

Пример: «Я всегда стремился стать таким, как мой старший брат, и даже пошёл, как и он, учиться на медика, хотя хотел стать программистом».

IV тип – родители-алкоголики. На данный момент существует большое количество работ, посвященных описанию психологического развития и формирования детей в семьях, где один или оба родителя алкозависимы. Выделим некоторые аспекты в развитии таких детей, а именно: неадекватное чувство ответственности и вины, вызванные самообвинением ребенка или же обвинением со стороны родителей в наличии зависимости и других проблем, порождаемых вредной привычкой.

·       Дети алкоголиков часто становятся одиночками. Они не умеют выстраивать дружеские или любовные отношения, страдают от ревности и подозрительности.

Пример: «Я всегда боюсь, что любимый человек принесёт мне боль, поэтому не завожу серьёзных отношений».

·       В такой семье ребёнок может вырасти гиперответственным и неуверенным в себе.

Пример: «Я постоянно помогала маме укладывать напившегося отца. Мне было страшно, что он умрёт, я переживала, что ничего не могу с этим поделать».

·       Ещё одно токсичное воздействие таких родителей — превращение ребёнка в «невидимку».

Пример: «Мама пыталась отучить отца от пьянства, кодировала его, постоянно искала новые лекарства. Мы были предоставлены сами себе, никто не спрашивал, поели ли мы, как учимся, чем увлекаемся».

·       Дети страдают от чувства вины.

Пример: «В детстве мне постоянно говорили: «Если бы ты вёл себя хорошо, папа бы не пил».

V тип – унижающие родители. Основной характеристикой такого типа родителей является беспочвенная критика поведения и любых действий своих детей. Часто унижающее поведение по отношению к ребенку может быть вызвано чувством конкуренции, которое имеет место в случае инфантильности родителей. Следствием такого поведения родителей является очень высокий уровень тревожности у ребенка, безынициативность в любой сфере деятельности, избегание неудач.

·       Такое отношение убивает самооценку и оставляет глубокие эмоциональные шрамы.

Пример: «Я долгое время не мог поверить, что способен на что-то большее, чем вынести мусор, как говорил мой отец. И ненавидел себя за это».

·       Дети родителей-конкурентов платят за своё душевное спокойствие саботажем своих успехов. Они предпочитают занижать свои реальные способности.

Пример: «Я хотела участвовать в конкурсе уличных танцев, хорошо подготовилась к нему, но так и не решилась попробовать. Мама всегда говорила, что у меня не получится танцевать, как она».

·       Движущей силой жёстких словесных атак могут стать нереалистичные надежды, которые взрослые возложили на ребёнка. И именно он страдает, когда иллюзии рушатся.

Пример: «Папа был уверен, что я стану великим хоккеистом. Когда же меня в очередной раз исключили из секции (я не любил и не умел кататься на коньках), он долго обзывал меня никчёмным и ни на что не способным».

·       Из-за неудач детей у токсичных родителей обычно наступает апокалипсис.

Пример: «Я постоянно слышал: «Лучше бы ты не родился». И это из-за того, что я не занял первое место на олимпиаде по математике».

У выросших в таких семьях детей часто бывают суицидальные наклонности.

VI тип – родители-насильники. Данный тип включат в себя родителей, склонных как к физическому, так и к сексуальному насилию. В обоих случаях родители пытаются доказать свою силу и превосходство над ребенком, выместить на нем свои агрессию, гнев, комплексы, которые не имели выхода в сознательную сферу, а так и остались глубоко в бессознательном. В любом случае ребенок, который подвергается насилию в семье, не может доверять окружающим, становится замкнутым, винит в происходящем себя.

·       Ребёнок испытывает чувство беспомощности и отчаяния, ведь просьба о помощи может быть чревата новыми вспышками гнева и наказанием.

Пример: «Я практически до совершеннолетия никому не рассказывала о том, что меня бьёт мать. Потому что знала: никто не поверит. Синяки на моих ногах и руках она объясняла тем, что я люблю бегать и прыгать».

·       Дети начинают себя ненавидеть, их эмоции — постоянный гнев и фантазии на тему мести.

Пример: «Долго не мог себе признаться, но в детстве я хотел задушить отца, пока он спит. Он бил мою маму, младшую сестру. Рад, что его посадили».

·       Сексуальное насилие не всегда подразумевает контакты с телом ребёнка, но оно не менее разрушительно. Дети чувствуют себя виноватыми в произошедшем. Им стыдно, они боятся рассказывать кому-то о том, что произошло.

Пример: «Я была самой тихой ученицей в классе, боялась, что в школу вызовут моего отца, тайна раскроется. Он запугал меня: постоянно говорил, что, если это случится, все подумают, что я сошла с ума, меня отправят в психушку».

·       Дети держат боль в себе, чтобы не развалить семью.

Пример: «Я видела, что мама очень любит отчима. Однажды я попыталась намекнуть ей, что он относится ко мне «по-взрослому». Но она так расплакалась, что я больше не решилась заговаривать об этом».

·       Человек, переживший в детстве насилие, часто ведёт двойную жизнь. Он чувствует себя отвратительным, но притворяется успешным, самодостаточным человеком. Он не может выстроить нормальные отношения, считает себя недостойным любви. Это рана, которая затягивается очень долго.

Пример: «Я всегда считала себя «грязной» из-за того, что сделал со мной в детстве отец. Пойти на первое свидание я решилась после 30 лет, когда прошла несколько курсов психотерапии».

Описанные типы токсичных родителей имеют определенные различия, как в поведении родителей, так и во влиянии, оказываемом на ребенка. Но главное не то, чем различаются данные типы токсичных родителей, а то, в чем они схожи – это вред, который наносят родители своим деструктивным поведением детям.

Если Вы заметили в своем поведении проявления «токсичного» поведения, тормозните, сделайте шаг назад. Спросите себя, что для вас важнее - победа любой ценой или чувства Вашего ребенка и Ваши с ним отношения? Всегда помните, что рядом с Вами растет отдельная личность, которая рано или поздно станет полностью самостоятельной.